На этой неделе глава оборонного ведомства Азербайджана побывал в прифронтовой зоне – на вершине Одундаг и в зоне Муровдаг – в подразделениях, расположенных в горных и сложных климатических условиях на линии противостояния с оккупационными войсками Армении. Теоретически военные эксперты считают маловероятным активизацию боевых действий в преддверии зимы. Действительно, хотя позиционная война идет круглый год, активизация боевых действий в последнее время приходится на теплое время года – начало июня 2012-го, начало августа 2014-го, начало апреля 2016-го. Из этого ряда выбивается за последние годы лишь февральское обострение 2017 года.
В любом случае, стороны не ожидают друг от друга активных действий в холодное время года. Готовность одной из сторон к активным боевым действиям зимой на передовой носит характер неожиданного парадокса, проистекающего из принципа неэффективности активных боевых действий на армяно-азербайджанских фронтах в зимних условиях. Как полагают эксперты аналитической группы "Истиглал", рассмотрение важности парадоксальных решений с точки зрения азербайджанской стороны представляет интерес также по причине относительного преимущества ВС Азербайджана в людских и материальных ресурсах, что создает возможности для выделения темы наступательных действий в горах в отдельный программный приоритет, в то время как ВС Армении скованы своими скудными возможностями и делают ставку на сохранение статус-кво.
В исследовании "Истиглала″ предлагается рассмотреть участки обороны оккупационных сил ВС Армении, на которые нацелены плацдармы, взятые под контроль ВС Азербайджана 2-5 апреля 2016 года под Талышом, с объяснением того, почему данный плацдарм считается стратегическим.
Дело в том, что эти позиции создают постоянное напряжение на дороге в южном направлении до важного узла армянской обороны – села Мадагиз. Взятие Мадагиза в случае азербайджанского наступления не только делает оборону райцентра Агдере (арм. Мардакерт) гиблым делом, но открывает также дорогу в район Сарсангского водохранилища, с окружением армянских подразделений, дислоцированных в горах восточного Мурова.
Такая логика известна и армянской стороне, но до апреля 2016 года армянское командование по всей видимости ожидало от ВС Азербайджана активных действий именно на Агдамском фронте, а не между Тертером и Агдере на севере и на Физули – Ходжавендском направлении на юге. ″Что если сильным аргументом в пользу ВС Азербайджана станут качества, делающие возможным очередное парадоксальное для армянской стороны решение? Например, ограниченную, но неожиданную зимнюю наступательную операцию в горах Муровдага с целью взятия под контроль ряда стратегически важных позиций армянских оккупационных войск″, - задаются вопросом эксперты.
Желтый пунктир — приблизительная линия фронта в восточной части Муровдага. Красным отмечены района планируемых активных действий ВС Азербайджана
Гипотетически, если речь идет о краткосрочной ограниченной операции, то целью ее должен стать над контроль армянскими позициями у горы Гямыш (3,724 м – арм. Гомшасар) на главном Мурове и захват плацдарма южнее села Гюлюстан. В каждом из случаев речь идет о четырех — пяти постах на расстоянии нескольких сотен метров друг от друга. Оперативно-тактические действия тут испытывают сильное влияние специфики театра военных действий. Это не война танков. Это – война сводных ударных групп частей специального назначения, альпийских стрелков, обученных войне в горах. Такого рода наступательная операция будет сильно отличаться от действий азербайджанских подразделений в апреле 2016 года и скорее всего должна быть комбинацией молниеносных рейдов. Критическими факторами должны стать качество азербайджанской пехоты, внезапность, и безупречная работа армейской разведки и связи в условиях горной войны, а не танки, артиллерия или РСЗО. Минимальное задействование тяжелых вооружений и авиации создаст у посторонней аудитории ощущение ограниченности эскалации, что выгодно для азербайджанской стороны.
Район горы Гямыш — самой высокой точки Муровдага. Синим цветом отмечены азербайджанские позиции, красным — армянские. Расстояние между пунктами составляет несколько сотен метров
Несомненно, к таким операциям готовятся заранее. Как в плане материально-логистическом, так и в плане личной подготовки каждого офицера и солдата групп специального назначения. Костяком для подготовки личного состава пехоты военные аналитики предлагают сделать четыре сводные роты из числа самых опытных военнослужащих 191-й горно-стрелковой бригады и различного рода спецподразделений, прошедших дополнительную тренировку альпийских стрелков. Пристальное внимание предлагается уделять физической подготовке, навыкам ориентации и передвижения боевых групп в горах, а также работе с особым обмундированием и снаряжением.
Важным элементом успеха в такой операции будет мобильность и сила огневой мощи штурмовых групп, но главную роль будет играть опыт офицеров и солдат сверхсрочников, которые не первый год проходят здесь службу. Они не только привыкли к войне в горах физически, но и знакомы с местной системой огневого взаимодействия своих и армянских постов и огневых точек, простреливаемостью склонов, маршрутами передвижения и т.д. Эти люди могут быть быть в авангарде азербайджанских штурмовых групп в качестве проводников.
Аналитики также предлагают обратить внимание на оснащение азербайджанской пехоты легкими, но эффективными моделями переносных ПТРК, РПГ и АГС, умение успешно применить их. Израильские Spike LR, проявившие в апреле 2016 года в борьбе с вражескими танками, в этот раз могут стать средством поражения с дальней дистанции укрепленных огневых точек противника. ″На артиллерию и авиацию особых надежд возлагать не стоит. Тем не менее у азербайджанского командования на всякий случай должны быть одна — две группы десантников для высадки в горах в случае экстренной необходимости. На высоте выше 3000 м над уровнем моря одно только поддержание жизнедеятельности группы людей уже само по себе экстремально, не говоря уже об активных боевых действиях. Прозрачность воздуха и разряженность атмосферы искажают восприятие расстояния до цели. Поправка на сильный боковой ветер при стрельбе из пулемета и РПГ означает прямо противоположные действия. Относительно безопасный днем маршрут может стать путем к погибели всей группы в ночное время при температуре -20 градусов по Цельсию″, - полагают эксперты "Истиглал".
Линия фронта по сути представляет собой располагающиеся на хребтах укрепленные посты и огневые точки обоих сторон. Расстояние между ними, как правило, составляет несколько сотен метров, которые в условиях гор пройти сложнее, чем несколько километров на равнине. И армянские, и азербайджанские посты стоят тут уже давно, так что фронтальные подходы отлично пристреляны. По этой причине согласованная скрытность и скорость действия азербайджанских подразделений должна быть обеспечена анализом большого объема данных армейской разведки.
Одним из рисков в операции такого рода может стать не столько неспособность захватить ключевые посты противника на вершинах Муровдага и южнее села Гюлюстан, а неспособность удержать, если противник предпримет контрнаступательные действия. В очень короткие сроки максимальным образом переоборудовать занятые армянские посты под собственную оборону или создать новые укрепленные огневые точки, чтобы изменить систему огневого взаимодействия и простреливаемости местности в свою пользу — такую задачу придется решать в течение трех дней боев в горах.
Идеальным моментом для такой операции является середина осени — поздняя осень, когда передвижения в горах все еще возможны, но скоро все перекроется, чтобы в случае успеха операции армянская сторона не имела бы достаточно времени для прочного укрепления на новых рубежах и для ответных действий, пишут аналитики "Истиглал".
Парадоксальность описанного сценария происходит в первую очередь из его сложности для наступающих. Но, несмотря на все это, захват азербайджанскими подразделениями отмеченных позиций на вершинах Мурова и южнее села Гюлюстан в зимнее время силами заранее подготовленных и тренированных именно под эту операцию горных стрелков и спецназа — вполне выполнимая задача. Разработка и успешное осуществление операции такого рода, помимо выгод стратегического и оперативного характера, вывели бы на качественно иной уровень опыт и морально-психологическое состояние ВС Азербайджана, став логическим продолжением апрельского успеха 2016 года. В новейшей истории есть примеры таких операций, которые тоже придется изучить, в первую очередь у турецких и пакистанских коллег.
″Появление такого материала и дискуссии на тему возможности описанного выше сценария отнюдь не означают его неизбежности. Тем не менее даже сам дискурс на эту тему оставит осадок не только в азербайджанском, но и в армянском информационном поле″, - уверены эксперты аналитической группы "Истиглал".